« "Предзимняя охота на … | Home | Сторуман осень 2013… »

Сторуман. Межсезонье весна 2013.

Отчет Николая Кириллова о поездке в Швецию

Впервые о Сторумане я услышал в прошлом году. Аккурат в мае. Рассказы, фото, видео манили легкостью ловли чудовищных сигов, форелей , и завораживающим словосочетанием «арктический голец». Наверное, именно слово Арктический придает ему некоторый суровый шарм. Конечно палия (а это еще одно название арктического гольца) есть и в наших водах, но ловить ее практически везде запрещено, а судя по многочисленным видео из Швеции - там эта рыба занимает нишу чуть ли не нашего вездесущего окуня.
В общем, когда обсуждалась возможность стратегической выездной рыбалки на майских праздниках, то конечно же привычная ладожская плотва уступило место романтическому и неведомому загадочному и манящему Сторуману.

Подготовка началась еще с февраля, с переоформления закончившихся загранпаспортов и получения визы. Заказ мест на базе внес некоторые коррективы в сроки поездки. Оказалось, что база Сторуман-Лансджоби, которая была партнером нашей прошлогодней Ухи, уже достаточно популярна, и места забронированы почти на весь сезон. Нашлось окошко с 5 по 9 мая. Мне конечно хотелось чуть позже, но в принципе это все равно вписывало поездку в период больших майских праздников, поэтому мы с Татьяной скорректировали рабочие и рыболовные планы и третьего вечером стартовали в Финляндию.

Надо сказать, что современные технологии и средства передвижения делают процесс поездки до рыбалки достаточно типовым и комфортным. Можно даже не сильно заморачиваться со знанием языков. Действительно - в машине ты находишься в привычном для тебя пространстве. По пути заходя в большие сетевые магазины ты оказываешься в привычной для современного человека атмосфере гипермаркета, на кассе везде есть возможность расплатиться кредитной картой, даже не заморачиваясь с обменом наличной валюты страны пребывания, роуминг телефона обеспечивает связь с друзьями … Да и как оказалось в той же Финляндии в гостиницах, где мы по пути останавливались сплошь говорят на русском. Поэтому сам процесс доехать «до базы в Швеции» ничем особенно не напрягал. Единственное, что по совету друзей надо было купить с собой немного наличных Шведских крон для оплаты лицензий на рыбалку. Вот собственно с этих крон и начались микроприключения, которые в конечном итоге совершенно поменяли и саму поездку , и возможно ее результат.
Избалованный годами постсоветского быта, я привык, что обмены валюты у нас на каждом шагу, и не задумываясь можно купить не то что кроны, но хоть бы и йены или юани, только покупай. Поэтому загрузившись разными делами, в том числе подбором рыболовных снастей, такую мелочь как валюта, я оставил на последний день перед отъездом. И зря. Шведских крон ни в одном из близлежащих или находящихся по пути обменников просто не было. Более того, видимо в преддверии праздников и с евро оказались проблемы. То их не было, то предлагалось купить купюры по 500 евро… В общем до Выборга мы доехали практически с одними рублями. Закупили в Выборге евро, в рассчете, что в Финляндии сможем поменять их на кроны, помчались дальше.
По карте короткая дорога до тогда еще не ведомого нам Сторумана лежала через паром Васса-Умео. Но мы в задоре поехать максимум по Финляндии выбрали путь вдоль Ботнического залива, забронировав две ночевки – в Куопио и Торнио, разделив путь примерно на три равные части. Стартуя третьего - планировали быть на базе в Ландсжоби пятого днем. Первая ночевка прошла успешно, только администратор гостиницы, в которой мы ночевали, на вопрос – а где у вас обменники, сначала вобще не поняла, что это такое, а потом сказала, что валюту можно поменять только в банке, а банк в субботу и воскресенье не работает. Возможно (о это чудесное слово , которое сродни нашему замечательному – авось) , возможно вам удастся поменять деньги где-то на границе, там наверное меняют постоянно. Администратор хоть и жила в Финляндии, но была нашей русской девушкой, которая выросла в девяностые, и какие-то штампы нашей действительности то же засели в нее. Действительно почему бы на границе не быть обменнику? И с этой идеей мы продолжили наш путь.Надо сказать, что финские (как впрочем потом и шведские) дороги никак не сравняться с нашими по числу ям, колдобин, выбоин и прочих мелких радостей, делающих поездку на автомобиле разнообразнее по ощущениям. Увы. Однообразие полное. Едешь ли ты по магистральной дороге государственного значения, или по районной трассе, независимо от полос движения, везде одно и то же. Ровная, гладкая максимально удобная дорога. Единственная проблема – скоростной режим. В Финляндии на большинстве дорог ограничение скорости 100 км, в населенных пунктах – в основном 50. Штраф за превышение на 5 км – уже достаточно высокий, на 10- пугающе высокий, превышение на 20 км в населенном пункте- лишение прав . Поэтому стараясь не увлекаться, мы неслись к границе Финляндия-Швеция. По пути заехали в Призму близ Торнио, и там узнали, что «авось» не прокатывает. Обмен валюты только в банках, банки в субботу (и в воскресенье) не работают. Впрочем… если вам очень нужны Шведские кроны, то поезжайте в Хапаранду, там прямо на границе есть Икея, сделав там покупку за евро – получите сдачу в кронах. Только поторопитесь, она работает до восьми вечера, впрочем у вас еще чуть больше часа, в Швеции часы на час отстают от финских.
Мы, естественно сломя голову бросились в Швецию…Тем более, что для этого предстояло перейти границу, и наш опыт прохождения отечественной уже рисовал нам картинку опаздания. Граница Финляндия-Швеция тоже поразила своей простотой и бесхитростностной лаконичностью. Мост через реку. На одной стороне табличка - Финляндия, на другой – Швеция. Для любителей оформить какие-то важные документы - возможность свернуть с дороги и заехать на таможенный пункт. Кому , как например нам – досматривать, декларировать и оформлять нечего – не за чем и сворачивать. Что мы собственно и не стали делать, спокойно проехав мост и оказавшись на земле Карлсона, Пеппи Длинныйчулок и других героев.

Опять же Икея подтвердила мою мысль об универсальности и типичности современных автомобильных путешествий. А так же подтвердилась и информация о возможности нехитрым образом сменить купюры общеевропейские на Шведские, приобретя при этом за очень небольшиеденьги не очень нужные мелочи, типа язычка для надевания сапог и большой пластковой сумки «Икея» с прицелом под чудовищные уловы легендарной Сторуманщины. Эх… надо было брать второй язычек для сапог…
И так время восемь часов шведского вечера. Мы уже пересекли границу, и возвращаться в забронированный отель, когда от заветного «арктического гольца» нас отделяет всего 400 с небольшим километров – нелепо. Только вперед!



Надо сказать, что Швеция отличается от Финляндии примерно как наша Карелия от Карельского перешейка. И по природе и по населенности. Здесь у меня впервые закралось сомнение. А правильные ли мы взяли снасти… да и вообще – состоится ли рыбалка. Поскольку практически все озера, мимо которых мы проезжали, были покрыты льдом. Реки, правда, реки уже в большинстве своем были вскрыты, и радовали глаз своей несомненной арктичностью, способствующей размножению этого самого гольца… перекаты, пороги, камни по руслу, как это будоражит … Но есть ли это на заветной базе? Мчимся в ночь, стараясь выжать из удобных шведских дорог разрешенный максимум. Уже сворачиваем от более-менее плотно населенного побережья залива в шведскую глубинку, уже едем между сопок, напоминающих наш приполярный Урал, кругом зима, снег, и достаточно редкое жилье… Наступает пасхальная ночь… И в эту идиллию диссонансом вклинивается скрежет заднего колеса… Сюрпрайз… На скорости 100 км/час одно из задних колес полностью заклинивает. По инерции мы пролетаем вперед еще метров 40, Приехали…. Повезло… Проехали практически идеально прямо, нас не закрутило «вертолетом», не унесло в кювет. Мы просто встали. Час ночи , по навигатору до ближайшего жилья 20 км , на улице легкий мороз. В голове легкая оторопь. Что б хоть что-то сделать, снимаю колесо. Само колесо в порядке. Лезть внутрь ступицы - нет возможности да и умения. А по всему видно , что причина внутри. Ставлю колесо на место. Раскачиваем машину. Вроде пошла. Принимаем решение – малой скоростью продвигаться к ближайшему жилью. По пути еще пару раз колесо клинится, но так же потихоньку вручную его раскачиваем, и двигаемся дальше. В одну из остановок мимо проезжает местная машина. Останавливается, семья шведов спрашивает нужна ли помощь. Кое-как объясняемся, они подсказывают, что на ближайшем (15 км) перекрестке, надо повернуть направо, там в 3 км гостиница, и за ней еще в километре автосервис. Но автосервис откроется только в понедельник… Благодарим. Едем. Тихо-тихо… Въезжаем в городок, поворачиваем к гостинице, точнее к кемпингу… и тут на повороте , когда мы едем со скоростью от силы километра 3 в час, заднее колесо просто отваливается, вместе с куском ступицы. Приехали… Людей никого. Доходим до кемпинга. Закрыто. До шести утра. На улице приятный весенний мороз. Пробую дозвониться до базы, узнать хоть какой-то телефон помощи на дорогах. Безрезультатно. Оба телефона не отвечают, находятся вне зоны действия сети. В разговорнике нахожу телефон полиции. Звоним туда. Они подсказывают телефон эвакуатора. Эвакуатор отвозит машину к сервису, нас – в гостиницу, которая работает и ночью. И мы празднуем Пасху.



Городок Арвисджаур. Утро начинается шведским завтраком и звонком Райво – владельца и директора базы в Сторумане . Практически первый его вопрос – какая от меня возможна помощь? И все последующие действия так или иначе проходят при его удаленном но ощутимом содействии. И это при том, что сам он в это время как раз выехал в Латвию, и не отвечал ночью по простой причине , телефоны были в каюте на пароме, не было связи. Рассматриваем варианты - до Сторумана всего 150 км, возможно эвакуировать машину туда, там есть знакомые в сервисе, но решаем дождаться понедельника, и договариваемся что Райво окажет помощь в переговорах с автомастерской. Пауза…. Ленивое шведское воскресенье… Ходим пешком по Арвисджауру. Город просто стоит на озерах. Но все озера во льду. Лед правда уже «на грани», дневная температура – плюс 15, солнечно, и выходить на него не хочется. Хотя на берегах стоят щиты с надписями, насколько хватает моего понимания шведского- рыбалка в озерах по лицензии, указаны адреса, где лицензии можно приобрести… но с собой нет зимнего инвентаря. А разговор в гостинице с местным любителем рыбалки только усугубляет… Он говорит, что открытой воды в округе нет.
Утро понедельника началось с визита на автосервис. Снова звонок Райво. После некоторых переговоров выясняем, во-первых, что можно сделать , но для этого надо ждать запчасти, во-вторых у владельца автосервиса – русская жена, и она может помочь дальше с переговорами… Прощаемся с Райво, договорившись держать его в курсе, и ждем русскую жену автомастера. Пока ждем , мастер пробивает возможность заказа необходимых деталей. Через полчаса становится ясно, что сегодня деталей не будет. Обещают привезти завтра с утра. Сделать обещают к вечеру завтрашнего дня. Еще два дня от рыбалки – долой. Ходим, любуемся красотами , сверяем карту с окрестностями, водоемов кругом – тьма… Зуд по рыбалке чудовищный. Погода - прекрасная, но интернет – злой враг путешествующих, обещает, что она вот-вот ухудшится. В среду днем уже подпрыгиваем на пороге мастерской. Обещают сделать к пяти часам. Недождавшись, приходим в четыре. Готово!!!!!! Ура!!!

Накануне долго полировались, ехать в Сторуман, или не рисковать новыми поломками и поехать потихоньку в Россию. Все равно остался практически один день. Решили все же ехать. Обидно не доехать сто пятьдесят километров, это всего 10% пути «туда».
По пути с радостью наблюдаем свободные от льда водоемы. Правда в основном – реки, в самом Сторумане видим и открытую воду и лед. Приезжаем на базу, которая находится в 20 км от города, и видим, что озеро , рядом с которым она расположена все во льду. Грустновато. Знакомимся с персоналом базы. Принимают нас очень сердечно и дружески сопереживают нашим дорожным приключениям. На базе не очень много народу, экипаж интернациональный, есть гости из Латвии, Литвы, и Питера. От них узнаем информацию, которая делает нас несколько грустнее. В воскресенье, то есть когда мы должны были приехать на базе был зафиксирован новый рекорд базы по сигу. Вчера и сегодня – уловы никакие. Видимо и в рыболовном раю бывают черные дни… У Танюхи падает настроение. Остался всего один день, как говорится «шансы все увеличиваются, а бриллиантов все нет».



Вечером сидим с егерем базы Юрисом и перебираем мои снасти. Как выясняется, местные сейчас в основном ловят на донку, а я поклонником этой снасти не являюсь. Сига ловят на бортовые удочки, с лодки. Тяжелая вольфрамовая мормышка, или груз с отводным поводком. Клюет на опарыша, форель – на специальное тесто («паста» от вездесущего американца Беркли). Но клев сильно зависит от режима работы гидростанции. Причем в этом году в Сторумане рекордно низкий уровень воды. Относительно обычного состояния вода упала на 8(!!!!) метров. Это рекорд за 40 лет.
Не смотря на искреннее желание Юриса помочь, так и не останавливаюсь на выборе конкретных снастей. Оставляю то, что точно не повезу на водоем. Выясняется, что практически не ловят на поплавок , поэтому в сторону идут болонка и матчевка. Одобряется взятый мною набор балерин. Но, единственно критикуется развесовка. У меня всего две колобахи по 70грамм, остальное двадцать –тридцать. А при работающей электростанции течение такое, что лучше использовать груза от 80 грамм. Бортовыми удочками, на тот случай, если поедем на сига на лодке, Юрис обещает поделиться. Питерские коллеги собираются на форель. В пять утра. Поскольку шансов ловли в один день достаточно мало, а хочется попробовать всего, решаем к ним присоединиться, а потом уже посмотреть по обстановке, и возможно переместится на сига.
Выходим на улицу, осмотреться на базе. Приятно тянет ольховым дымком. Управляющий базой - Оскар, рассказывает, что это третий день холодным копчением коптится рекордный девяностокилограммовый улов сига. Еще одно упоминание о воскресных рекордах вгоняет Таню в уныние и депрессию. «На его месте должен был быть я!» - классика жанра….
Утро 8 мая встречает нас прекрасной погодой. Приезжаем в Сторуман, поскольку открытая вода там. Там же кстати и покупка лицензий. Лицензия нужна, стоит на один день 50 крон на человека, недельная – 110 крон, но при этом она дает право ловли только на водоемах муниципалитета, то есть в 30 км от Сторумана надо было бы брать другую лицензию. В данной местности лицензия дает право поимки 5 форелей с берега или 10 с лодки. При этом есть ограничения на размер рыбы - хариус до 30 см и форель до 40 необходимо отпускать. Сига можно ловить при наличии лицензии – любого размера и количества. Честно меня несколько напрягает такой подход. Мне боязно за сига. Мне кажется, что его лов тоже надо ограничивать, поскольку есть примеры почти полного истребления сига на Вуоксе. Но … шведам виднее. В беседе на эту тему и Райво по телефону, и Оскар в один голос заявили, что если ловить удочкой, то сигу ничего не страшно. Действительно, отношение у местных к сигу, как у нас к плотве, причем во времена Сабанеева. У него тоже читаешь - что трудно найти водоем где нет плотвы… И что… Это вовсе не значит, что все у нас легко и просто ловят ту же плотву…

Но я отвлекся… как бы там ни было, мы с Питерскими коллегами расположились на берегу канала у плотины электростанции. Пока я готовил снасти, ходил приобретал лицензию и заветную «пасту», рекомендованную Юрисом, плотину открыли и началось течение, напоминающее ловлю на водозаборе ЛАЭС. Наличие течения достаточно быстро привело к расставанию с моими недостаточно тяжелыми балеринками. Впрочем соседи, с правильными грузами тоже смогли потерять по штуке. Тут к нам подошел сотрудник ГЭС и сказал, что через пару часов они изменят режим водозабора, поэтому толку в рыбалке не будет, а вот опасностей и неприятностей для рыбаков этот режим может представлять. Поэтому нам лучше отойти от дамбы и подняться по каналу повыше.
Что собственно мы и сделали. Причем я разделился с коллегами. Они пошли на другую сторону дамбы, а я переместился к показавшемуся мне более перспективным месту у моста. Там пересекалось два течения, была небольшая суводь,и я планировал поставив донку, немного поблеснить. Татьянино настроение усугублялось, и она даже не стала выходить из машины. Последующие три часа экспериментов несколько поднапрягли и меня. Как это обычно и бывает, попытка совместить два вида снастей спиннинг и донку привела к тому, что в отсутствие поклевок на спиннинг, удавалось прозевать редкие и слабые поклевки на донку. А поставленная донка не давала возможности полноценно перемещаться со спиннингом. Поэтому в результате я переоснастил оба спиннинга в донки, и сел на шведский камень, созерцать красоты суровой северной природы, и немного медитировать. Из медитативного состояния меня все же вывела реализованная поклевка небольшого хариуса, которого пришлось отпустить, поскольку до 30 сантиметрового стандарта он все же существенно недотягивал. Телефонные переговоры с Юрисом показывали такую же безрадостную картину и на другой стороне дамбы. Но, поскольку затраченные на достижение цели усилия заставляли попробовать все виды рыбалки, я решил переместиться на лодку. Татьяна тоже устала от сидения в машине и решила, что лучше загорать на воде, чем на берегу.

Опять же спасибо Юрису, снабдившему нас не только зимними удочками, но и наживкой и прикормочными гранулами. Сам он правда остался на берегу, дожидаясь заветной форели. А мы поплыли к подсказанному месту, неподалеку от которого уже стояли наши же питерские коллеги. Правда, когда подплыли мы, они уже сворачивались, отправляясь блеснить.
Заякорившись, я попробовал опустить бортовуху. Но течение было достаточно сильное, и вольфрамовая мормышка все равно не доставала до дна, болтаясь где-то в толще воды. Решение пришло от безисходности и понимания, что хуже все равно не будет. К спиннингу прикрепилась 20 грамовая балеринка, на метровый поводок с крючком был насажен опарыш, и получилась очень приличная ходовая донка. Как ни странно, поклевки себя не заставили ждать. Не прошло и пятнадцати минут, как мне пришлось расталкивать задремавшую Татьяну, что бы она доставала подсачек. Первый сиг, и сразу на полтора кило. Скажу честно, я не избалован ловлей сига, поэтому для меня поимка этой рыбы уже была достаточно приятным событием. Несколько минут затишья, и новая поклевка, чувствую, что экземпляр несколько крупнее. Пара минут борьбы и двух килограммовый красавец в подсачке. Татьяна кричит :» сними его в подсачнике», поднимает подсак повыше… и китайский продукт ломается… Слава Богу, обломки садка и сиг падают в лодку. Некоторый технический перерыв. Оснащаю вторую донку для Тани. Вертим в руках обломки подсачника, разглядывая, что можно сделать, и в это время возвращаются наши коллеги. Наблеснившись, они идут на берег. Мы решаем остаться на воде и одалживаем подсачник у них. И как оказалось, не зря… Несколько досадных сходов подряд. И у меня и у Тани. Смотрим в чем причина. Думаю, что в крючке. Тонкий плотвино-лещевый крючек не выдерживает рывков рыбы и пружинно разгибается. Меняю крючки на карповые, более толстые. Сходы прекращаются. У Татьяны довольно долго не получается правильно контролировать натяг лески, но в конце концов она приноравливается, и дело пошло и у нее. И вот наконец - оно… Я вижу, что рыба в воде более прогонистая, и существенно другой окраски, чем сиг. Правда не у меня. У Тани, но это несомненно он, известный мне пока что только по картинкам и фото - арктический голец. Правда небольшой, около килограмма. Но , похоже, что это единственный голец на все озеро….



Вечереет. Стихает ветер, уменьшается течение, видимо закрыли плотину. Поклевки становятся реже и сиги попадаются мельче, до килограмма. Вспоминаем, что просили на девять сделать нам баню, а до базы еще добираться, и с рыбой после бани возиться не захочется. В семь вечера снимаемся с якоря. Через полчаса на базе демонстрируем улов. Для базы он не рекордный, но для нас – это лучший результат по сигу . Да что там, это просто первый в жизни улов сига.



Восемнадцать сигов, одна палия, общий вес улова около двадцати пяти килограмм. Самый крупный сиг – на два с половиной кило. Довольные, усталые, и немного грустные… Надо завтра уезжать… Идем в баню. Кстати, поскольку три дня мы в безделье ходили по Арвидсджауру, то там мы посетили бани при двух отелях. Так вот на базе – баня лучшая. Я не буду утверждать, что она лучшая в Швеции. Это наверняка будет преувеличением… Но то что баня «настоящая» и любителю попарится там есть что делать, это стопроцентно. Как впрочем и вся база в Ландсджоби. Она сделана для людей, сделана теми, кто понимает толк в отдыхе, и для тех, кто хочет после рыбалки приехать в комфортные условия. Нет, это не пятизвездочный отель, в котором все включено. Но это нормальная комфортная база в которой все предусмотрено для удобства постояльцев. С европейской рациональностью и прибалтийской основательностью.


После бани сидим, пьем чай с Оскаром. Кушаем свежепожаренных сигов. Тишина и умиротворение. Уезжать завтра не хочется… Таня просит, давай хоть с утра поедем немного половим. Оскар идет на встречу. Поскольку наш номер уже с девятого должен идти под заселение, есть «окошко» в другом номере, и если мы хотим, то можем остаться в нем. Появляется перспектива еще одного дня рыбалки. Но лицензию раньше семи утра не приобрести, да и надо переехать в другой номер. В общем утреннюю зорьку мы «теряем», а днем погода меняется и мы выезжаем на рыбалку уже под дождем, который сначала кажется достаточно легким, но потом переходит в затяжной, обложной , с падением температуры воздуха на десять градусов. Руки мёрзнут, тушки мокнут. Но клев продолжается, хоть и существенно хуже вчерашнего. Впрочем объяснение этому есть еще одно. Вчера мы стояли практически в одну лодку. Сегодня на пятачке размером пятьдесят на пятьдесят метров – пять лодок. Три, включая нас, с базы, две - шведские. На берегу тоже народу существенно больше. Правда к полудню весь народ с берега уходит, да и лодочники потихоньку расплываются. Последними к часу, уходим мы – «домой» греться. Улов конечно скромнее вчерашнего - всего пять сигов на двоих, самый крупный – полторашка, самый мелкий – грамм семьсот. С завистью на базе смотрим улов соседа из Литвы, который вышел с утра. Это воскресный рекордсмен, неплохо выступивший и сегодня. У него в улове несколько сигов явно больше «трехи» и пол ящика килограммовой «мелочи».
Решаем подсохнуть (в каждом номере отличные помещения для сушки одежды), пообедать, закоптить часть вчерашних рыб, благо есть две большие коптильни. И ехать на воду снова. Возимся с плановыми мероприятиями до пяти вечера. Едем на воду. По-прежнему дождь, становится еще холоднее. Вынимаем еще пару сигов, и понимаем, что клев закончился. Почти час проводим в ожидании случайной поклевки. Я в это время обкидываю акваторию вертушками и воблерами. Ничего кроме всепроникающего дождя. Снимаемся с воды. Уходим на берег. Едем к базе. По дороге прошу остановиться на берегу речки, которую проезжаем уже который раз. Место – мечта спиннингиста. Правда два дня назад чистым был участок метров триста, сейчас ото льда освободилось все видимое пространство. В магазине , когда покупалась лицензия, я уточнил, действует ли лицензия на этой речке. Оказалось, что действует Тут как раз дождь дал небольшую передышку, и я пробежался со спиннингом по берегу. Но то ли было еще стратегически рано, то ли по времени дня – поздно. Но никто ни на что не соблазнился. Но удовольствие от прогулки получилось чудесное. Я не заметил как пролетел час.

Вечер на базе был посвящен предстоящим сборам и планированию отъезда. Поскольку хотелось уменьшить нагрузку на машину, то решили было ехать «коротким» путем, через Умео и паромом до Вассы в Финляндии. Но выяснилось, что билетов для автомобилей нет. Пришлось уезжать тем же длинным путем обратно. Почти час заняла упаковка рыбы, поскольку через Российскую границу из стран ЕС можно провозить только рыбу в вакуумной упаковке. И снова выручил Оскар. На базе сеть и морозильные камеры (которыми мы не воспользовались) , и машинка для вакуумной упаковки улова, так что мы всю соленую и копченую рыбу упаковали по пакетам. Стартовали десятого мая, в час, благо дорога уже была знакома. Арвисджаур проезжали практически как родной город, с трепетом в сердце проехали по участку, который пришлось преодолевать ночью со сломанным колесом, в Финляндии наконец сердце «отпустило», и Татьяна позволила себе ехать со скоростью 100 км. Конечно после Швеции, Финляндия воспринимается почти как родная территория. Самым сложным участком оказалось как обычно - наша граница. Народ возвращался с праздников на Родину. Часовая очередь в межграничье. Проезд родной таможни. И мы практически дома….
Но похоже Швецией я заболел надолго. Дороги, на которые выходят северные олени и лоси, тетерева, сидящие на обочинах, озера с непуганной рыбой… Так хотелось бы, что б это было и нас…, Но пока придется собираться в очередную поездку в Швецию.

О бюджетe данной поездки.
Грубо затраты можно разделить на две категрии - затраты на дорогу и затраты на проживание.
"Дорога" самой экономичной получается в случае кооперации поездки на авто. Пробег вокруг Ботнического залива дает пимерно 1400 км в один конец. соответственно 2800 туда и обратно, из них 400 по отечеству, и 2400 по чужбине. Дальше зависит от прожорливости авто и размеров его бензобака. У "них" бензин стоит около 70 руб литр, что в Финляндии, что в Швеции.

Вариант "паром" между Вассой и Умео дает эконимию в пробеге машины, превращая путь в 1000 километровый, но при этом за проезд на пароме придется заплатить по 30 евро пассажир и 60 евро - машина ( в один конец). Самолет до Сторумана обходится примерно в 16 т ыс , но трансфер на доставку из аэропорта достаточно дорогой.
Поэтому машинный вариант при закупке только бензина (без ремонтов в Швеции) реально можно вписать в 20 тыс, при этом на сколько пассжиров это разложится, столько и съэкономится.
Время на дорогу, хоть с паромом, хоть без, уйдет примерно сутки. Значит надо будет питаться, если рассчитывать на еду в быстропитании Финляндии и Швеции, то это будет достаточно дорого, хотя на многих заправках Финляндии есть "салат-бары" "все на 12 евро" Соответственно пара -тройка "перекусов в дороге" добавит на нос еще 1500 руб. Понятно, что версии - набор сухпайков с собой могут быть существенно экономичнее. А могут и дороже. Тут уж на вкус и цвет....
Обращу внимание, что через границу ЕС из РФ нельхзя везти мясопродукты. (втч колбасы, ветчины и прочее) Хотя конечно народ провозит, но... Обнаружение при досмотре палки копченой колбасы может стоить лишения визы на полгода. Плюс штраф на месте. Так что с продуктами "с собой" надо хорошо подумать, что брать. В этом плане странам ЕС легче. Между собой они возят что угодно... Поэтому купить колбасы в Финляндии и провезти ее в Швецию - не проблема.
проживание набазе - 50 евро с человека в сутки. В принципе, конечно можно найти что-то дешевле. Но , честно база Ландсджоби того стоит. По уровню сервиса - цена очень нормальная. Правда питание в эту цену не входит. Но каждый номер снабжен холодильниками, плитой, всякой кухонной утварью, посудой, так что по питанию можно опять же прикидывать бюджет такой, как вам привычно. И как всегда - на группу выходит дешевле.
Рыболовные снасти лучше везти отсюда. Хотя по дороге и в Финляндии и в самом Сторумане можно приобрести практически все что надо,но у нас это "всё" дешевле. Даже берклиева форелевая паста, у них баночка стоит 60 крон, у нас вроде рублей 250, так что сопоставимо, но непринципиально. Опарыш в Сторумане - 30 крон приличная банка, которой хватит надолго. Мотыля не продают в прнципе. А ловится иногда на него лучше (по общению с егерем) Лицензия стоит от 50 крон в день (в Сторумане) до 100 крон в день - на некоторых других водоемах. (Крона = примерно 5 руб) Лицензии приобретаются только за наличные.
На продукты в Швеции уходило примерно 500 крон за заход в магазин, хватало продуктов на двоих дня на три. Это сопоставимо с нашими ценами. Единственно - дорогое спиртное. Мы его вобще там не покупали. Нам хватило разрешенной нормы провоза, купленной на выезде в "дьютике".
В общем недельная поездка с учетом дороги, экономично может обойтись примерно в 20 тысяч на члена экипажа авто, с уменьшением в сторону экономии на бензине, и увеличении на спиртном и еде.
 
21. 06. 2013.
 

Карта

Как проехать в LÅNGSJÖBY

Из Санкт-Петербурга и Риги

Паром Васса-Умео-Васса (RG LINE)

Рыболовная база "LÅNGSJÖBY"

GPS координаты:
65.099655,16.711943
Aдрес: Långsjöby 167, 923 98 Storuman

Цены 2018

Прогноз погоды

Виза в Швецию

Для въезда в страну необходима Шенгенская виза. Для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области наиболее оптимальным вариантом въезда в Швецию является въезд по многократной визе, выданной Генеральным консульством Финляндии в Санкт-Петербурге. В этом случае количество дней пребывания в Швеции, официально зафиксированное в загранпаспорте, не должно превышать половины срока, на который финским консульством выдана многократная виза.